|
УТВЕРЖДАЮ:
И.о.заведующего МДОУ№81
В.А.Малая
Разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”, “Типовым положением о дошкольном учреждении и группах детей с нарушениями речи”.
Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ, гарантированны возможности для получения логопедической помощи детьми, имеющими речевую патологию, обеспечены условия для их личностного развития, педагогической реабилитации.
Пояснительная записка
I. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.
II. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы - 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.
III. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.
IV. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения, ОНР разных уровней.
V. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года.
VI. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20 - 25 детей в течение года.
VII. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.
VIII Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.
IX. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий проводимых в МДОУ.
X. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в "Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи", составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).
XI. Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп:
XII. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.
XIII. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, повышать свою квалификацию.
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию работы и основные
направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности логопункта в МДОУ, гарантирует возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного развития, педагогической реабилитации.
1.2. Логопедический пункт в МДОУ организуется для оказания коррекционной
помощи детям в возрасте от 3 лет (на начало учебного года) до 7 лет с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи разных уровней.
1.3. Основными задачами учителя – логопеда на логопункте являются:
2. Порядок создания логопункта в ДОУ
2.1. Логопедический пункт в дошкольном учреждении создается при необходимости исправления нарушений речи у детей дошкольников. При достаточном количестве детей с необходимыми дефектами речи в одном МДОУ на основании решения совета коллектива создается логопедический пункт, фиксируется в уставе и приписывается “Положение о логопункте при МДОУ”.
3. Комплектование логопедического пункта ДОУ
3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих ДОУ.
3.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте осуществляется по заключению врача-логопеда, на основании приказа заведующей МДОУ и по согласованию с родителями (законными представителями).
3.3. На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонематические, фонетико-фонематические. Допускается пребывание на логопункте детей с ОНР разных уровней.
3.4. Общее количество воспитанников, на логопункте не должно превышать 25 человек.
3.5. Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3 - летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы.
3.6. Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами МПМПК с целью определения коррекционно-развивающей программы для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.
4. Организация деятельности логопедического пункта в ДОУ
4.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения
речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
4.2. Количество детей, с которыми проводит занятия учитель-логопед в течение месяца, составляет 20 человек.
4.3. Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику утвержденному приказом заведующего МДОУ.
4.4. Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами». Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития.
4.5. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе МДОУ. Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 – 15.09 и с 15 – 30.05. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте проводится на основании решения медико-психологической службы МДОУ. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости.
4.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от
индивидуальных особенностей детей и составляет: 6 месяцев - с детьми, имеющими фонетические нарушения речи, 12 месяцев - с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи и неосложнённую форму ОНР- III уровня.
4.7. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель образовательного учреждения. С целью оптимизации коррекционного процесса с родителями детей, посещающих занятия на логопедическом пункте, заключается договор о взаимодействии
4.8. Наряду с занятиями на логопункте, в группе выделяется в вечернее время специальный логопедический час для работы воспитателя с детьми по коррекции речи по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения.
5. Участники коррекционно-образовательного процесса
5.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопункте являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, педагог-психолог.
5.2. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями своего МДОУ, учителями-логопедами других ДОУ города, района, специалистами МПМПК и врачами детской поликлиники.
5.3. Учителем-логопедом назначаются лица с высшим педагогическим или
дефектологическим образованием, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
5.4. Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию:
5.5. На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.
6. Управление логопедическим пунктом ДОУ
6.1. Непосредственное руководство работой логопункта осуществляется заведующим МДОУ, в ведении которого находится логопункт.
6.2. Контроль над работой логопункта осуществляется заведующим МДОУ.
7. Материально-техническая база и финансовое обеспечение
работы логопедического пункта.
7.1. Для логопункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям
СаНПиНа.
7.2. На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт.
7.3. Логопункт финансируется ДОУ, в ведении которого находится.